Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 5 апреля 2012 г.

К нему прилетали Ангелы

4 апреля исполнилось 80 лет со дня рождения Тарковского Андрея Арсеньевича (1932-1986).

Андрей ТарковскийАндрей Тарковский стал легендой еще при жизни, им восхищались Феллини, Бергман, любой режиссер и любой зритель. Он стал кумиром для всего мира, изгоем для родной страны. И просто человеком с неповторимым взглядом на мир, «человеком, который увидел Ангела», как гласит надпись на его могиле.
Андрей Арсеньевич родился в уникальной семье. Уникальной своей духовной одаренностью. Его отец – Арсений Тарковский был поэтом, мать – актрисой. Сам Андрей Арсеньевич с детства отличался от своих ровесников. Его выделяло чувство собственного достоинства и внутренней свободы – недопустимые в советской России человеческие качества.

Осенью 1954 года Тарковский поступил во ВГИК на режиссерское отделение, где учился вместе с Кончаловским, Шукшиным, Климовым. «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», - неоднократно повторял Тарковский в более позднем возрасте. Однако, уже начав учёбу, Тарковский увлекся молодой формой искусства. В этот момент происходило его становление как Художника, становление его пути с присущими поколению «шестидесятников» идейной борьбой, свободомыслием...фильм Андрея Тарковского "Иваново детство"

Первый же фильм Тарковского, «Иваново детство» (1962), получил главный приз Венецианского кинофестиваля. С этого момента и до конца его жизни западная общественность будет пристально следить за судьбой режиссера.

andrey ryblevСледующая картина стала бессмертной для мирового кинематографа и положила начало травли Тарковского на родине. Это был фильм «Андрей Рублев», историческая и психологическая драма (1966). «Я убеждал главного редактора Зимянина, что «Андрей Рублев» – выдающееся произведение, хотя о некоторых художественных решениях можно спорить. А он стоял на своем, утверждая, что фильм унижает русский народ, показывая его в грязи и покорности, а не в героической борьбе с татаро-монголами», – вспоминает Григорий Чухрай. По чистой случайности фильм оказался на кинофестивале в Каннах, где был удостоен премии критики ФИПРЕССИ. В Советском Союзе же, урезанный на треть, «Андрей Рублев» был разрешен к показу лишь в 1971 году (сегодня эта картина входит в список 100 лучших фильмов в истории кино).

При этом необходимо заметить, что сам Тарковский никакой идеологической войны с режимом и, тем более, штатными критиками не вел. На бесконечные придирки, разгромные статьи в прессе и невнятные угрозы правительства он реагировал спокойно и с достоинством.За двадцать лет работы на родине Андрею Тарковскому позволили снять лишь пять фильмов. «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974) и «Сталкер» (1979) стали одними из лучших произведений за всю историю нашего кинематографа. Каждый из них получил множество премий международных фестивалей, сопровождался унизительной критикой искусствоведов Госкино и восхищением коллег.

Фильм А.ТарковскогоФильм А.Тарковкого "Зеркало"Фильм А. Тарковского "Сталкер"

Личность Тарковского в российском кинематографе уникальна. Он был жёсток, правдив, полностью погружен в свой замысел. Его фильмы пронизывает вера – вера в русский народ, в его талант и душевную чистоту. Народ прекрасен. Время – безобразно. Бывает и так. Бывает – наоборот. И безупречная, совершенная стилистика Тарковского отображает все нюансы.

Благодаря его режиссуре любой сценарий обретал безмерную глубину и высоту. Уходил в бесконечность во всех направлениях. Это и бесконечность смыслов, и бесконечность тишины, и бесконечность божественной боли – той боли, в которой рождается человек и умирает ангел.

Фильм А. Тарковского "Ностальгия"
Но на родине Тарковскому жить было очень нелегко. При жизни ни один из фильмов Андрея Арсеньевича не выдвигался на соискание ни одной государственной кинопремии. Его юбилеи никоим образом не отмечались. Ему не давали работать. Какая-то бессмысленная, бесчеловечная ненависть обрушилась на режиссера со стороны Госкино. И Тарковский стал отказываться от работы на «Мосфильме».

В 1981 году Андрей Арсеньевич уехал в Италию, где работал над принципиально аполитичным фильмом «Ностальгия» (1983) с Олегом Янковским в главной роли. «Я хотел рассказать о русской ностальгии, - отмечает Тарковский, - том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских, вдали от Родины». Но на Каннском фестивале в 1983 году, где фильм «Ностальгия» был выставлен с расчетом на Гран-при, разгорелся скандал. Тарковский был возмущен распределением наград, по его мнению, несправедливым, и обвинил Сергея Бондарчука, входившего в жюри, в том, что тот выступил против присуждения «Ностальгии» главного приза.

фильм Андрея Тарковского "Жервоприношение"
Обиженный Тарковский отказался возвращаться в страну, в которой ему не давали работать. В ответ СССР объявил Тарковского предателем, изъял из проката его картины, не выпустил к нему сына и тещу. Страна отказалась от Гения. И, тем не менее, он прославил Россию.
Последним фильмом Мастера стала философская притча «Жертвоприношение» (1986 г.), которую Тарковский, уже смертельно больной, снимал в Швеции. В основе картины – известный евангельский сюжет о засохшей смоковнице. В последнем кадре этой кинематографической поэмы Тарковский написал: «Посвящается моему сыну Андрюше, с надеждой и верой».
кинорежиссер Андрей Тарковский

Западная общественность была поражена жестокостью советских властей. Михаил Горбачев разрешил сыну поехать к умирающему отцу лишь после телеграммы-просьбы президента Франции Франсуа Миттерана.
Андрей Арсеньевич Тарковский, величайший российский режиссер, умер 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет и был похоронен в Париже на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.


Великий швед Ингмар Бергман писал: «Тарковский для меня самый великий, ибо он принес в кино новый, особый язык, который позволяет ему схватывать жизнь как сновидение».

Источники:
  1. 1.100 великих режиссеров. / Авт.-сост. Мусский И.А. – М. : Вече, 2004. - 480 с., («100 великих»)
  2. 2.Андрей Тарковский – гений, от которого отказалась Россия (Электронный ресурс) // Андрей Тарковский – Электрон. дан. : 2007 – Режим доступа : http://www.atarkovsky.ru/articles/296/ - Загл. с экрана. (2. 04. 2012).
Отдел литературы по искусству рекомендует прочитать:
  • Андрей Тарковский : архивы, документы, воспоминания / авт.-сост. П. Д. Волкова. – М. : Подкова, 2002. – 464 с., ил.
Центральное место в книге, посвященной жизни и творчеству А. Тарковского, занимают его записки «Запечатленное время», впервые публикующиеся полностью. В них режиссер размышляет о проблемах времени, ритма, монтажа, о музыке и актере в кино, о своем понимании сути кинематографического творчества, пытающегося запечатлеть ускользающее время.
  • Болдырев, Н. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского / Н. Болдырев. – Челябинск, Урал Л.Т.Д., 2002. – 383 с., ил., («Биографические ландшафты»)
Предлагаемая биография – первая подробная книга о жизни и смыслах жизнетворчества А. Тарковского.
  • «Мир и фильмы Андрея Тарковского» / сост. А. М. Сандлер. – М. : Искусство, 1990. – 398 с., ил.
Среди авторов сборника известные деятели культуры: Д.С. Лихачев, Ч. Айтматов, Л. Аннинский, Г. Панфилов, А. Демидова и др.
  • О Тарковском / сост., авт. предисл. М. А. Тарковская. – М. : Прогресс, 1989. – 400 с., ил.
Перед Вами первый сборник воспоминаний об Андрее Тарковском, неповторимость которого оставила яркий след в памяти его родных, друзей, коллег, деятелей мирового кино. Среди авторов книги – А. Вознесенский, Н. Бурляев, Д. Банионис, А. Михалков-Кончаловский, Н. Бондарчук, Р. Быков и др.
  • Туровская, М. И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского / М. Туровская. – М. : Искусство, 1991. – 255 с., ил.
«Мир, расколотый надвое» - так метафорически автор назвала первую главу предлагаемой читателям книги, определив трагическую духовную суть жизни и творчества А.А. Тарковского, мистическое предназначение неповторимого художника, выразителя правды современного жестокого мира…
Отдел литературы по искусству рекомендует посмотреть:

Фильмы А. Тарковского
«Андрей Рублев» (видеокассета)
Россия, 1966, 175 мин.
«Мосфильм»
Режиссер: А. Тарковский
В ролях: А. Солоницын, И. Лаписков, Н. Гринько, Р. Быков, Н. Бурляев и др.
«Зеркало» (видеокассета)
Россия, 1974, 102 мин.
«Мосфильм»
Режиссер: А. Тарковский
В ролях: М. Терехова, О. Янковский, А. Солоницын, А. Демидова, Н. Гринько и др.
«Иваново детство» (видеокассета)
Россия, 1962, 92 мин.
«Мосфильм»
Режиссер: А. Тарковский
В ролях: Н. Бурляев, В. Зубов, Е. Жариков, Н. Гринько, В. Малявина, И. Тарковская и др.
«Ностальгия» (видеокассета)
Италия, при участии Совинфильм, 1983, 124 мин.
Режиссер: А. Тарковский
В ролях: О. Янковский, Э. Йозефсон, Д. Джордано, П. Терено и др.
«Солярис» (MPEG4)
Россия, 1972, 160 мин.
«Мосфильм»
Режиссер: А. Тарковский
В ролях: Н. Бондарчук, Д. Банионис, В. Дворжецкий, Н. Гринько, А. Солоницын и др.
«Сталкер» (видеокассета)
Россия, 1979, 156 мин.
«Мосфильм»
Режиссер: А. Тарковский
В ролях: А. Кайдановский, А. Солоницын, Н. Гринько, А. Фрейндлих и др.

1 комментарий:

  1. Спасибо за напоминалку о великом режиссере.Судьба большого художника в России всегда сложна.Вечное противостояние власти и гения.Еще раз спасибо!

    ОтветитьУдалить